Найти смысл жизни, сказал я, давно и тщетно пытаются философы, и, таким образом, разница между её прежней и нынешней жизнью заключается единственно только в том, что в прежние времена она ещё могла верить в смысл жизни, а в нынешнем своём положении уже была не в состоянии этого делать. В действительности, я ей внушил, что оба этапа её жизни были полностью и абсолютно бессмысленны. Спросим себя о том, как не только психоаналитик, но и бихевиорист подходит к преодолению трагизма ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с предстоящей смертью, своей собственной или кого-то из близких. Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами, объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, - готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл? Передо мной лежит письмо молодого психолога, который очень живо описывает, как он пытался приободрить свою умирающую мать. Теперь, наверное, понятно, что только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих феноменов, одним словом, только регуманизированная психотерапия, будет в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА это:

Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению. Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия — страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента.

Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности жизни , например стараются не выходить из дома.

Задача терапевта — поддерживать достаточно высокий уровень страха. Существенным патогенным фактором в этиологии неврозов Франкл считал .

От светской исповеди к медицинскому служению Предисловие переводчика Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту. Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В.

Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. В центр обсуждения автор ставит именно эти кардинальные проблемы человеческого бытия и среди них такие понятия, как смысл и ответственность. Рассматривая человека как телесно-душевно-духовное целое, автор полагает, что именно эти понятия определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества.

Франкл уделяет"пограничным" ситуациям и положениям, например, когда человек оказывается перед лицом неизлечимого заболевания или таким, как пребывание в концентрационном лагере - опыт, который пережил сам автор, - в которых человек получает возможность узнать смысл и ценности своего существования. Эта книга - описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу.

Франкл критически подходит ко многим положениям своего знаменитого соотечественника Фрейда и его последователей. В своей критике классического психоанализа Франкл говорит о необходимости демифологизации психотерапии, имея в виду представления о господстве бессознательных психических сил, имеющих биологическую природу, в сознании и поведении человека. Франкл противопоставляет психологическому детерминизму положение об изначальной свободе человеческого"Я" по отношению ко внешним и внутренним, психическим, социальным и биологическим обстоятельствам и ограничениям.

Эта мысль, к которой автор не раз возвращается в своей книге, иллюстрируя ее множеством примеров из своей врачебной практики, лежит в основе разработанного им психотерапевтического метода - экзистенциального анализа.

Некрофобия — боязнь трупов, похорон, похоронных принадлежностей Неофобия — боязнь всего нового Никтофобия — боязнь темноты, наступления ночи, мучительное ожидание бессоницы Нозофобия — навязчивый страх заболеть неизлечимым заболеванием Нумерофобия — см. С Селафобия — боязнь вспышек яркого света Симитофобия — боязнь евреев Сифилофобия — навязчивый страх заболеть сифилисом Спидофобия — навязчивый страх заболеть СПИДом Сатанофобия также демонофобия - боязнь сатаны Сидеродромофобия — боязнь езды на железнодорожном транспорте, особенно в период ускорения Ситофобия греч.

Скабиофобия также акриофобия — боязнь чесотки Скопофобия также скоптофобия — боязнь казаться смешным, привлекать к себе внимание Скотофобия греч.

Виктор Франкл, психолог, психиатр. Основатель логотерапии – метода оказания психологической помощи посредством поиска смысла жизни.

Найти смысл жизни, сказал я, давно и тщетно пытаются философы, и, таким образом, разница между её прежней и нынешней жизнью заключается единственно только в том, что в прежние времена она ещё могла верить в смысл жизни, а в нынешнем своём положении уже была не в состоянии этого делать. В действительности, я ей внушил, что оба этапа её жизни были полностью и абсолютно бессмысленны. Спросим себя о том, как не только психоаналитик, но и бихевиорист подходит к преодолению трагизма ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с предстоящей смертью, своей собственной или кого-то из близких.

Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами, объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, — готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл? Передо мной лежит письмо молодого психолога, который очень живо описывает, как он пытался приободрить свою умирающую мать.

Теперь, наверное, понятно, что только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих феноменов, одним словом, только регуманизированная психотерапия, будет в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности.

Логотерапия Франкла: основные принципы

Правда, может случиться и так, что процесс нормального засыпания постоянно нарушается мыслью: Нужно прогнать от себя подобные мысли, расслабиться и спокойно заснуть. К чувствам, перед которыми испытывают страх нервные люди, относится сам страх.

Великий психотерапевт Виктор Франкл во время Первой мировой войны был полковым врачом. Как-то он стоял на огневых позициях рядом с.

Хорошо известно, что наше столетие называют столетием страха. В первую очередь речь идет о страхе человека перед завтрашним днем. К чему еще может относиться страх человека — это уже следующий вопрос. Ответ на этот вопрос пытается дать современная философия экзистенциализма, которая считает, что в конечном счете все страхи человека являются страхом перед небытием. Психотерапевты уделяют вопросу страхов человека большое внимание. Все невропатологи прекрасно знают, какую огромную роль играет страх в жизни каждого человека.

Обычно этот страх относится ко всем факторам, которые могут угрожать жизни человека, и здесь прежде всего следует назвать страх перед мучительной смертью. То, что врачи называют ипохондрией, есть не что иное, как концентрация страха человека на каком-либо одно органе, так сказать, фокусе возникновения гнетущего чувства страха.

СТРАХ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ. - Психотерапия на практике - Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл"Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности - не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее - умереть за мои механизмы защиты". Замечательный австрийский психолог го века, автор самостоятельного метода, который получил название"логотерапия", являющегося одним из наиболее практичных в экзистенциальном направлении психотерапии. Виктор Франкл - автор бестселлера"Человек в поисках смысла", эта работа выдержала громадное количество переизданий, и до сих пор является авторитетным образцом психологической литературы.

разделение на физическое и психическое, Франкл в своей Виктор Франкл сформулировал .. пытывающего страх, что он упадет в.

- основной обмен; - артериальное давление. Если учесть этиологию заболеваний этого типа, которую мы назвали микросоматической, то становится понятно, что в каждом таком случае нужно искать соматическую причину. Одним словом, данные функциональные нарушения вегетативного или эндокринного характера при известных обстоятельствах можно доказать только с помощью лабораторных методов. Однако далеко не во всех случаях можно получить данные, поддающиеся объективной оценке.

Например, хорошо известно, насколько относительно малонадёжными могут быть такие показатели, как проба Хвостека или даже соотношение калия и кальция. Если же отвлечься от данных, касающихся тетаноидной группы, то и в случае базедовидной группы далеко не всегда можно установить повышение основного обмена, как и в случае аддисоновидной группы понижение кровяного давления; тем яснее становится, особенно в подобных трудных с точки зрения диагностики случаях, какое большое значение это имеет для определения представленной нами терапии выбора.

Пациентка с пяти пет страдала тяжелейшей агарофобией. В течение полугода она лечилась у дамы-психоаналитика, которая не была врачом по профессии. В конце концов пациентка перестала посещать психоаналитика именно потому, что какой бы то ни было терапевтический успех отсутствовал; наоборот, депрессия стала ещё глубже. Само собой разумеется, ввиду такого терапевтического успеха можно подумать, что всё дело в суггестивном эффекте. Правда, некоторое суггестивное воздействие не является оскорблением для врача, но здесь было бы заблуждением объяснять всё только им.

У практика нет ни возможности, ни необходимости заранее полностью исключить суггестивный эффект в процессе лечения, а также исключить его потом, при оценке результатов этого лечения.

Логотерапия на практике

Франкл"Психотерапия на практике" В. Франкл"Психотерапия на практике" Имея еврейские корни, Виктор Франкл в годы Второй Мировой войны оказался в немецком концентрационном лагере. И, что совершенно поражает, оказался и там не просто выживающим, но, в том числе, — профессионалом, исследующим человеческую психику в самых экстремальных условиях, в тех, которые никогда не появятся в любом искусственно созданном эксперименте.

Там, где жестко стоял вопрос жизни и смерти, Франкл занялся изучением того, какие психические причины способствуют выживанию. И поиск экзистенциального смысла стал не только насущной личной потребностью, но и предметом пристального профессионального внимания психолога. В чем основы психотерапии В.

Виктор Эмиль Франкл — человек, спасший тысячи жизней. Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком.

Франкл Виктор Франкл родился и получил образование в Вене, степени доктора медицины и доктора философии были присвоены ему в Университете Вены. В период с по г. Франкл был приглашенным профессором Гарвардского университета, Южного методистского университета, Стэнфордского университета, университета Дюкень и Чикагского психиатрического фонда. С по г. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях. Франкл написал ряд книг на немецком языке, многие из которых были переведены на польский, японский, голландский, испанский, португальский, итальянский, шведский и английский.

Становление и развитие Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине Логотерапия.

Затем он приводит еще одну собственную цитату:

Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.

Экзистенциальный вакуум сам по себе не является неврозом. Однако цели лого-терапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзистенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза. Логотерапевты концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом.

Дефиниция страха гласит: это отрицательная эмоция реально воображаемой опасности. С. Кьеркегор различал эмпирический страх ( боязнь.

В первую очередь речь идет о страхе человека перед завтрашним днем. К чему еще может относиться страх человека — это уже следующий вопрос. Ответ на этот вопрос пытается дать современная философия экзистенциализма, которая считает, что в конечном счете все страхи человека являются страхом перед небытием. Психотерапевты уделяют вопросу страхов человека большое внимание. Все невропатологи прекрасно знают, какую огромную роль играет страх в жизни каждого человека.

Обычно этот страх относится ко всем факторам, которые могут угрожать жизни человека, и здесь прежде всего следует назвать страх перед мучительной смертью. То, что врачи называют ипохондрией, есть не что иное, как концентрация страха человека на каком-либо одно органе, так сказать, фокусе возникновения гнетущего чувства страха. В те мгновения, когда человек испытывает страх не перед вечностью, а скорее перед чем-то конкретным, определенным, перед каким-то недугом; в те мгновения, когда он фокусирует все свое внимание на возникшем заболевании, думая только о нем, страх сменяется постоянной тревогой.

Впрочем, различие между этими понятиями, которые первым ввел создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, а впоследствии использовал и Кьеркегор, отец философии экзистенциализма, практически исчезло. Страх человека перед болезнями нужно выделить в особую категорию. Этот страх часто и является причиной заболевания, он как бы призывает то, чего как раз и боится человек. Существуют доказательства того, что большинство случаев смерти человека в воде объясняется именно страхом утонувшего перед таким концом.

Если считать желание отцом замысла, то можно сказать, что страх — мать события.

Рецензия на “Человек в поисках смысла” Виктора Франкла

Найдет ли свой покой воин, путешествующий от битвы к битве? Неужели только после клинка последнего врага? Вопросы о смысле его жизни могут стать хуже отравленной стрелы, поглощающей в страхе умереть так и не постигнув сути бытия. Существует ли лекарство и где его искать? Под каким чудо деревом? Не даром издавна мудрецы интересовались мотивами и поступками людей.

В ней философ и психолог Виктор Франкл, прошедший нацистские лагеря смерти, открыл миллионам людей всего мира путь постижения смысла жизни.

Франкл родился в Вене в еврейской семье. Его юношеские годы пришлись на время, когда в Вене жил и работал Фрейд, и набирало силу Венское психоаналитическое общество. Будучи в восторге от деятельности Фрейда, молодой Франкл написал ему письмо, получившее благоприятный отклик. Фрейда настолько заинтересовала активность и любознательность Франкла, что он содействовал публикации его первой психиоаналитической статьи в Международном журнале психоанализа г. Статья Франкла, впрочем, развивала идеи адлерианской школы индивидуальной психологии, которая казалась Франклу более близкой по духу, нежели психоаналитическое направление психологии.

Франкл решил изучать психотерапию и поступил в Венский университет г. Он пошел по стопам Адлера, который к тому времени основал Вторую Венскую школу психотерапии. Адлерианская психотерапия строилась на постулате, что человек строит свое поведение на стремлении к власти и влиянию, а неудачи на этом пути способствуют образованию комплексов, выражающихся в чувстве превосходства тирания, мания величия, заносчивость или неполноценности беспомощность, социальная несостоятельность. Своей задачей адлерианская психология считала нахождение причины психологической дисфункции и исцеление пациента методом ободрения.

В. Франкл лечение смыслами

Вышеназванные фобии не обязательно должны зарождаться только в соматической области — они вполне могут стартовать и из области психической. Другими словами, в смысле конституциональной основы таких фобий могут выступать не только невропатические, но и психопатические установки, например, ананкастическая психопатия, при которой, в зависимости от обстоятельств, имеют место те или иные проявления страха пациента перед самим собой.

Речь идёт о навязчивых мыслях, которые рождаются сами по себе, и о реакции пациента на них, заключающейся в его опасениях претворить в действие эти бессмысленные навязчивые идеи и даже совершить преступление. Здесь реакция пациента состоит в том, что он борется против навязчивых идей, что он всеми силами воюет с ними, бросается на них в атаку, в отличие от тех, кто страдает неврозом страха и избегает ситуаций, таящих в себе опасность.

Одним словом, мы подошли теперь к типу реакций, свойственных неврозу навязчивостей: Но давление рождает противодействие, а противодействие усиливает силу самого давления.

Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания тема диссертации и как забота, тоска, страдание, фанатизм, тревога, печаль, страх.

Прежде всего, она показана в случаях ноогенного невроза, возникшего в следствие утраты смысла. В этом пункте логотерапия рассматривается как специфическая терапия, которая помогает пациентам вновь обрести утраченный смысл жизни. В этом случае она применяется в качестве дерефлексии и парадоксальной интенции. Франкл настаивает, что и в этом случае логотерапию необходимо рассматривать не только как симптоматическую терапию, поскольку и в этом случае логотерапия воздействует непосредственно на причины невроза.

В этом случае она принимается для того, чтобы помочь больному обрести смысл в своем страдании, за счет реализации ценности установки. Сфера социогенного сомнения и отчаяния. Имеются в виду случаи, когда врач в силу своих личных редукционстких установок усиливает экзистенциальную фрустрацию пациента. Тем не менее, хотя и довольно условно, основные методы психотерапевтической работы Франкла можно подразделить на три большие группы:

В. Франкл О смысле любви