Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности. Исследования тревожности направлены на различение: Также разрабатываются методы анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения. К каждому вопросу шкалы дается два ответа: Поскольку методика диагностирует явную, а не маскируемую, отчетливо осознаваемую самим ребенком тревожность, то высказывания, входящие в шкалу, содержат указания на проявления наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. Тейлор, — является то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях, т.

Тревожность и страхи у детей младшего и среднего школьного возраста

Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать. То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное поведение малыша без внимания.

Это значит, что что-то в жизни маленького человека, однозначно, идёт не так. И если вовремя не разобраться в причинах, вызвавших подобный психологический дискомфорт, в будущем придётся столкнуться с преодолением таких проблем у ребёнка, как неуверенность в себе, всевозможные комплексы, фобии, страхи.

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И страхов У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО была проведена диагностика нарушений психологического здоровья.

Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

Детерминанты страха могут быть разделены: Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно выработанными сигналами опасности. Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются:

Был использован тест Теммла и М. Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент реактивная тревожность как состояние и личностной тревожности как устойчивая характеристика человека [15,] Также проводилась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.

Представлены методики диагностики преодоления страхов и тревожности у детей, которые с легкостью могут быть использованы как в групповой, так и.

Скачать Спецвыпуск 6 Библиографическое описание: Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи.

Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности (р.Теммл, м.Дорки, в. Амен.).

Была разработана американскими психологами. в году на основе шкалы явнойтревожности Дж. Тейлора [9], предназначеннойдля взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликованаА. Выявление тревожности как относительно устойчивогообразования. Для детей лет.

Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. стрессу Проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителем.

Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога. Они рисуют взрывы, играют в захват заложников, обсуждают между собой происходяшее, то есть адекватно реагируют на травмирующее событие. Тревога перестает быть острой, она превращается в знание, опыт. Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и учителей.

Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело школьному психологу. Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких или хронические психотравмирующие воздействия неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога. В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь. Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.

Детские страхи. Диагностика и коррекция.

Диагностика тревожности у детей Диагностика тревожности у младших школьников может проводиться следующим образом. Детям дают 12 картинок, причем для мальчиков и девочек набор картинок будет отличаться. Набор картинок для мальчиков На каждой картинке изображены люди, у которых не прорисованы лица. Ребенку нужно объяснить, что это сделано специально, для большего простора фантазии.

Преодоление детских страхов, снижение уровня тревожности, Дифференциальная диагностика гипердинамического синдрома достаточно трудна.

Демонстрирует обеспокоенность, проявляет нервозность, ему сложно сосредоточиться на каком-либо занятии. Встреча с трудностями для него сродни катастрофе. Ребенок проявляет беспокойство во время кормления, высокую тревожность, жалуется на страшные сны , потеет в моменты сильного волнения. Расстроить его — пара пустяков. Тревога и беспокойство и тревожность у детей Прежде чем проводить диагностику тревожности у детей дошкольного возраста лет или младшего школьного возраста лет посредством определенных методик, следует определиться с основным термином.

С чем же мы имеем дело? Тревожность у детей — это устойчивая психологическая особенность отдельной личности, при которой она регулярно и в самых разнообразных ситуациях, даже тех, которые этого не предполагают, испытывает сильное беспокойство. Страх носит эпизодический характер. Тревожность и навязчивое беспокойство у ребенка в 3, 5 месяцев и в любом другом возрасте — это устойчивые явления и могут проявляться повсеместно. Захаров говорит о том, что существуют различные страхи, которые появляются и исчезают у детей в том или ином возрасте.

Для такого ребенка характерны замкнутость, скованность, чрезмерное беспокойство. Подобные признаки могут проявляться в любом возрасте. Ребенок с высоким уровнем тревожности опасается даже не столько проблемы.

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников - реферат

Диагностика детских страхов — это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление. Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников. Поэтому в данной статье мы остановимся на методах диагностики именно у маленьких детей а вообще эти методы, конечно, зависят от возраста. Итак, если вы заметили у ребенка отклонения в поведении такие, как беспокойный сон, нервозность, новые привычки грызет ногти, накручивает на палец волосы и т.

Лечение страха и тревоги способно существенным образом улучшить качество жизни, причем не только для тех, кто испытывает тревогу, но и их.

И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: Но разве не всё равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного.

У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

Лекция 26. Диагностика страхов и тревожности у детей.

Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности р. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы.

Купить книгу «Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей» автора А. Н. Малахова и другие произведения в разделе Книги в.

Методики для диагностики тревоги и тревожности Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Данных о адаптации данного теста в России не найдено. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде.

Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. Общее число несовпадений по всему тексту. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.

Диагностика уровня тревоги

Охарактеризовать это состояние можно и как переживание дискомфорта, предчувствие некой угрозы. Тревожное расстройство принято относить к группе невротических расстройств, то есть к психогенно обусловленным патологическим состояниям, характеризующимся разнообразной клинической картиной и отсутствием нарушений личности. Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста, в том числе и у маленьких детей, однако, согласно статистике, чаще всего от тревожного расстройства страдают молодые женщины в возрасте двадцати-тридцати лет.

И хотя время от времени, находясь в определенных ситуациях, каждый человек может испытывать тревогу, о тревожном расстройстве будет идти речь, когда это чувство становится слишком сильным и неконтролируемым, что лишает человека возможности вести нормальную жизнь и заниматься привычной деятельностью. Существует целый ряд нарушений, в симптоматику которых входит тревога.

Опросник «Шкала страха негативной оценки (краткая версия)» измеряет социальная тревожность / социофобия / диагностика социальной.

Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово"тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Изард объясняет различие терминов"страх" и"тревога" таким образом:

страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления

Методы диагностики тревожности и страхов Работа сделанна в году Методы диагностики тревожности и страхов - раздел Психология, - год - Организация психокоррекционной работы с высоко-тревожными Методы Диагностики Тревожности И страхов. При Изучении Тревожности И страхов Методы диагностики тревожности и страхов. При изучении тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста были использованы методика А. Захарова Опросник для детей на наличие страхов, методика Неоконченные предложения , Теммл, Дорки Тревожность, методика Филлипса Шкала тревожности.

Опросник Захарова для детей на наличие страхов.

Данная тревожность появляется из-за страха совершить ошибку, сказать глупость .. Для диагностики тревожности детей использовался тест CMAS.

Рефлексия учащимися полученных знаний, умений, навыков. Вся работа строится на актуализации и рефлексии определенного состояния, опыт ребенка. Это может быть достигнуто игровой ситуацией, упражнением или с помощью эмпатии к героям художественной литературы сказки. В результате работы по развитию и коррекции эмоций они становятся предметом осознания, предметом душевной работы. Дети учатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их в соответствии с возрастными возможностями.

Дети учатся распознавать эмоции как на телесном уровне, так и на символическом например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию. Нам представилось одинаково важным развивать в детях умение действовать и умение говорить, умение думать и умение думать вместе, эти умения формируются разными психолого-педагогическими подходами. Характер, содержание и количество индивидуальных занятий с каждым ребенком определяются данными диагностики.

Психокоррекционные методы коррекции тревожности и страхов Психологическое лечение тревожности и страхов Рисование страха Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель.