Взрослость как психологический период Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни. Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости: Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости: Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность в отношении вещей, детей и идей и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Работа и забота — добродетели зрелых людей. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них. В гуманистической психологии А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных дефицитарных потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро.

Особенности возрастного развития личности в период, взрослости

Различные авторские периодизации возрастного развития психологии развития Грейс Крайг . , , приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:

Санникова Ю.П. Специфика тревожности и страхов в период взрослости (на примере ранней, средней и поздней взрослости) Городилова С. А. Связь.

Само понятие"возрастной кризис" является одним из наименее четко определенных и часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения периоды возрастных кризисов представляют интерес, поскольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированности и т. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности: Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста, выделены также нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы отличаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. Объект исследования— кризисы взрослости Предмет исследования— характеристика кризисов взрослости Цель исследования- психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.

Этот возрастной период включает этапы пожилого возраста от до 75 лет , старческого возраста от 76 до 90 лет и этап долголетия от 76 лет до смерти. Все этапы поздней взрослости связаны с геронтогенезом, процессом старения. Основная деятельность в период поздней зрелости — трудовая деятельность. Психологические новообразования возраста — духовная зрелость, десексуализация. У большинства можно заметить мудрость.

Наступает процесс десексуализации, когда мужчины и женщины теряют черты своего пола и приобретают признаки поведения противоположного женщины становятся более агрессивными, властными, практичными, а мужчины — ранимы, пассивны, беспомощны и др.

Исследовать типичные страхи, характерные для юношеского воз- раста. 5. . позитивной тенденции в период становления взрослости. Это то новое.

Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости: Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости: Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность в отношении вещей, детей и идей и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Работа и забота — добродетели зрелых людей. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных дефицитарных потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот или возможно более высокого уровня. На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей зрелых, разумных Маслоу обнаружил присущие им качества: Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой: Обращаясь к студентам-психологам, А.

Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации.

Особенности возрастного развития личности в период взрослости.

В настоящем справочнике принята следующая классификация: Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Основное новообразование этого периода — достижение личностной зрелости.

Однако относительно возрастных границ периода взрослости среди . Иногда возникает страх взросления собственных детей.

Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии именуются как фазы жизненного пути. На каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение личности к окружающей её социальной действительности, определяющие пути развития, по которым социальное становится индивидуальным.

Личностное развитие, становление человека как личности, социального существа многопланово и определяется как внутренними, так и внешними условиями. Как правило, современные теории и основанные на них методы психологии развития в своём большинстве абсолютизируют роль отдельных аспектов, порождая множество классификаций возрастных периодов. Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода.

Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: В сорок-пятьдесят лет жизни, во время периода средней взрослости, человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплендостаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарилисьродители, и им требуется помощь. В организме человека начинаютпроисходить закономерные физиологические изменения, к которым емутакже приходится приспосабливаться: Кроме того, в этом возрасте умногих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.

Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста.

Психология человека в период поздней взрослости (старости)

Возрастные страхи Глава 1. страхи первого года жизни Каким мы видим ребенка нескольких месяцев от роду? Нам кажется, что он еще ничего не понимает, а главное, и нам сложно понять его.

В статье раскрывается специфика тревожности страхов, применительно к разным с позиций разрешения задач каждого из периодов взрослости.

Особенности эмоциональной сферы личности в период молодости…………3 2. Особенности общения людей в период молодости Возрастные рамки данного периода различными авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Молодость - не только возрастная, но и социальная категория. Возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16 - 23 годами.

Бромлей признавала периодом поздней молодости и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Ананьев называл возраст от 18 до 21 года ранней взрослостью. Гинзбург полагал, что возрастные рамки молодости для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин от 16 до В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Шпрангера, согласно которой молодость продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития.

В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16 - 17 лет, когда приобретается первичная социализация.

Быть Сильным

Если учесть, что большинство студентов-первокурсников составляли вчерашние школьники, поступившие в институт без сложившейся профессиональной направленности, то об осознанном выборе специальности говорить преждевременно. В лет, когда человек становится достаточно зрелым, чтобы понять, что является его истинным призванием, возможность получения высшего образования резко ограничивалась.

В эпоху бесплатного образования продолжать учить состоявшегося профессионала государству не представлялось возможным. Форм платных образовательных услуг просто не существовало. Однако к началу х годов минувшего века новые экономические и политические реалии изменили отношение к возрастным границам профессионального образования. Большинство людей с уже имеющимся формальным образованием иногда добровольно, а иногда под давлением обстоятельств решили получать дополнительное образование.

вает период взрослости как возрастной промежуток от 18 до и. его на яа активизация страхов старения и смерти, ощущения упущенных.

Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись в течение в. Изучение этого периода онтогенеза имеет особое значение, поскольку психофизиологические характеристики взрослых людей выполняют функции эталонов по отношению к различным стадиям роста, созревания и формирования отдельных психофизиологических функций, процессов, состояний. Эти эталоны используются для оценки сдвигов в развитии человека от созревания к зрелости, их измерения и определения критериев зрелости.

Дать однозначное определение понятия взрослость весьма непросто. По современным представлениям, рост, развитие, адаптация и связанные с ними изменения психического функционирования человека продолжаются на протяжении всей его жизни. Этой теме посвящены работы Б. Биологическое развитие не оканчивается в юношеском возрасте и продолжается у взрослых людей.

МОИ ДЕТСКИЕ СТРАХИ